Резолюция участников IV общественно-педагогической конференции «Духовно-нравственное воспитание личности школьника в условиях введения ФГОС: реализация образовательного потенциала предметной области „Основы духовно-нравственной культуры народов России“»

г. Красноярск                                                                                                                                            25 октября 2018 г.

Конференция — это площадка общественно-педагогического диалога о воспитании на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, организованная по инициативе общественных организаций палаты по образованию и просвещению Гражданской ассамблеи Красноярского края и Красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка». Партнеры конференции — Красноярская митрополия Русской Православной Церкви, Управление общественных связей Губернатора Красноярского края, Министерство образования Красноярского края, Главное управление образования Администрация города, Дом дружбы народов Красноярского края, Гражданская ассамблея Красноярского края. В конференции приняли участие более 90 человек, среди них – учителя ОРКСЭ и ОДНКНР, методисты, ученые, общественные деятели, авторы учебных пособий, представители г. Красноярска, г. Москвы, г. Вологды, г. Ачинска, г. Енисейска, г. Железногорска, г. Канска, г. Лесосибирска, г. Минусинска, г. Сосновоборска, г. Шарыпово и районов края — Ачинского, Березовского, Бирилюсского, Боготольского, Большемуртинского, Емельяновского, Енисейского, Иланского, Казачинского, Канского, Козульского, Мотыгинского, Новоселовского, Саянского, Тасеевского, Тюхтетского, Ужурского, Шарыповского.

Участники конференции обсудили актуальные программы, учебные пособия, ресурсы реализации предметной области в России и Красноярском крае, результаты семинара «Учебные пособия по ОДНКНР: основания выбора», проведенного Красноярским информационно-методическим центром при подготовке к Конференции. В результате отмечена системность нормативно-правовой базы (Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты, Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года и т.д.) для успешного сотрудничества  всех субъектов воспитания и социализации: семьи, школы, общественных организаций, детско-юношеских формальных и неформальных сообществ, СМИ и т.д.

Участники конференции оценили особую значимость согласования целей духовного развития и нравственного воспитания детей и молодежи и обратились к общественно-педагогическому сообществу Красноярского края с предложением о ценностном наполнении содержания воспитания.

Участники конференции отмечают, что для введения ОДНКНР актуальны представленные на конференции учебные пособия для изучения основ православной культуры в рамках предметной области ОДНКНР издательства «Русское слово» и образовательной программы «Социокультурные истоки» (г. Москва / г. Вологда). Участники оценили актуальность мероприятий и проектов общественно-педагогического диалога о воспитании на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, программ повышения квалификации, инициированных АНО ДПО «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры».

С целью обеспечения качественных условий для реализации образовательного потенциала предметной области ОДНКНР в системе общего образования Красноярского края участники конференции рекомендуют:

Гражданской ассамблее Красноярского края провести переговоры с министерством образования Красноярского края по возможности поддержки следующих предложений:

  1. Совместно с Красноярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева и Сибирским федеральным университетом разработать региональный проект по подготовке и введению в штат школ должности тьютора, специалиста по организации воспитательной деятельности;
  2. Для кадрового обеспечения введения предметной области ОДНКНР организовать инновационные программы повышения квалификации и деятельностные мероприятия учительского роста;
  3. Существенно усилить повышение квалификации учителей в области воспитания, в сфере развития личностных профессионально-значимых качеств;
  4. Обеспечить образовательные организации современными федеральными и региональными ресурсами для решения задач духовного развития и нравственного воспитания, и для реализации новой предметной области ОДНКНР;
  5. Разработать региональные методические рекомендации по реализации предметной области ОДНКНР с учетом лучших федеральных и региональных практик и моделей;
  6. Инициировать краевую грантовую программу на проекты по духовно-нравственному развитию и воспитанию.

Образовательным организациям общего и среднего профессионального образования:

  1. Разработать рабочие комплексные программы по предметной области ОДНКНР в 5-9-х классах с возможностью оценивания предметных результатов в аттестате об основном общем образовании;
  2. Актуализировать ценности, которые разделяют педагогическое, родительское и ученическое сообщества. Периодически обновлять конвенциональные ценности и нормы в рамках содержания уклада школьной жизни, интеграции воспитания и обучения;
  3. Актуализировать ценностное содержание предметных областей и предметов ОРКСЭ, ОДНКНР, МХК, Искусство, Литература, Русский язык, История, Обществознание и т.д.;
  4. Использовать методики ценностных погружений, музейной педагогики, описания истории образовательной организации, биографий выдающихся и знаменитых людей и т.д. для насыщения пространства жизненного опыта обучающихся;
  5. Усилить взаимодействие с семьями обучающихся (повышение педагогической культуры родителей, школьно-родительский диалог о духовно-нравственном воспитании) по вопросам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;
  6. Развивать сотрудничество по совершенствованию школьных программ воспитания на основе соотнесения с культурно-просветительскими программами общественных организаций, СМИ;
  7. Привлекать к воспитательной деятельности волонтеров, членов молодежных организаций, движений, представителей общественных организаций, традиционных религиозных организаций, родителей, представителей старшего поколения.