А.В. Бардаков (Красноярская региональная общественная организация «Ладанка»), С.Н. Бордукова (Региональная общественная организация «Творческий союз учителей»), Е.Г. Пригодич (Региональное отделение Российского общества «Знание», АНО ДПО «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры»), Ж.С. Тимошкова (Региональное отделение Национальной Родительской Ассоциации) в качестве представителей региональных общественных и некоммерческих организаций участвуют в рабочей группе по разработке Комплекса мер по обеспечению реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года в системе образования Красноярского края на 2021–2023 годы. Рабочая группа организована министерством образования Красноярского края, при инициативной поддержке Палаты просветительских и образовательных организаций Гражданской ассамблеи и Общественной палаты Красноярского края. В рабочей группе также участвуют представители КК ИПКиППРО, СФУ и КГПУ им. В.П. Астафьева.
В соответствии со Стратегией развития воспитания в РФ до 2025 года (далее — Стратегия) приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности. Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Представителями общественных и некоммерческих организаций предложено включение в Комплекс мер следующих мероприятий:
- Разработка методических рекомендаций по реализации предметной области ОДНКНР на региональном уровне.
- Организация общественно-педагогических кейс-семинаров по обсуждению, согласованию возможных модельных решений сложных вопросов, ситуаций в области реализации Стратегии воспитания (не менее 1 раза в полугодие), с целью формирования регионального сборника модельных решений кейсов сложных вопросов, ситуаций в области воспитания — для использования в методической деятельности, профессиональном образовании и повышении квалификации.
- Разработка и реализация регионального проекта «Ресурсно-методическое обеспечение предметной области „Основы духовно-нравственной культуры народов России“» в системе общего образования Красноярского края» (2020–2022 гг.).
- Разработка и реализация регионального проекта по созданию ежегодного комплекта Конструктора Календаря общественной жизни (воспитательной работы) на учебный год как ресурса развития практик приобщения современного поколения детей и молодежи Красноярского края к культуре участия в общественных событиях, связанных с историей, общественными ценностями и традициями.
- Формирование списка ежегодных региональных мероприятий для развития кадрового потенциала реализации Стратегии: Красноярские Рождественские образовательных чтения (январь), Макаренковские чтения (март), региональный этап Всероссийского конкурса «Нравственный подвиг учителя» (февраль-май), Региональный этап Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека» (март-июнь), площадки по развитию воспитания в рамках программы Краевого Августовского педагогического совета (август), общественно-педагогическая конференция «Духовно-нравственное воспитание личности школьника в условиях введения ФГОС» (октябрь), научно-практическая конференция «Гражданское образование в информационный век» (ноябрь-декабрь).
- Повышение квалификации управленческих и педагогических кадров по вопросам воспитания и социализации воспитанников и обучающихся, в том числе по направлениям: управление разработкой программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации; мониторинг результатов воспитания; предметные области ОРКСЭ и ОДНКНР как ресурсы развития качества образования; профилактика делинквентного поведения обучающихся на основе ресурсов медиативного подхода, уклада школьной жизни, образовательные маршруты «Духовная культура Енисейской земли».
- Организация деятельности стажерских площадок по направлениям «Гражданское, патриотическое воспитание, формирование российской гражданской идентичности», «Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей».
- Организация тематических встреч, бесед, экскурсий, направленных на представление обучающимся и воспитанникам культурных моделей поведения в жизненных ситуациях, в том числе в проблемных, стрессовых и конфликтных ситуациях, в рамках сотрудничества образовательных организаций с общественными организациями, действующими в области воспитания, с традиционными религиозными организациями.
- Исследование ценностно-смысловых установок учащихся старших классов общеобразовательных организаций.
- Систематизация, популяризация образовательных ресурсов по тематике приобщения к культурному наследию, разработанных в результате реализации муниципальных, региональных, федеральных грантовых программ в Красноярском крае.
- Включение в государственную программу «Развитие образования» статей расходов на разработку методических рекомендаций и проведение профессиональных конкурсов в области воспитания.
- Информационно-методическая поддержка деятельности профессиональных ассоциаций и общественных организаций в области развития воспитания.
- Формирование системы педагогического просвещения родителей обучающихся и воспитанников.
6 мая планируется обсуждение сути предлагаемых мероприятий. Будем рады вашим предложениям, отзывам, идеям по содержанию, перечню мероприятий в «Комплексе мер…». Пишите на эл. адрес krasdnk@bk.ru Елене Григорьевне Пригодич.